Ведущий семинара: Тонких Андрей Сергеевич, д.э.н, профессор, генеральный директор ООО «Финансовые инвестиции»
Не секрет, что в основе успешного управления бизнесом лежит управление по ключевым показателям деятельности. Набор показателей может быть абсолютно любым и зависит от конкретных потребностей
фирмы. В качестве примера подобного подхода можно упомянуть, например, широко разрекламированную концепцию сбалансированных показателей Нортона и Каплана, или издавна известную систему финансовых коэффициентов и др.
Управление по показателям позволяет снять значительную часть неопределенности в последствиях принимаемых решений, тогда как решения, основанные на каких-то субъективных суждениях, усиливают эту неопределенность.
Чем выше неопределенность, тем ниже управляемость. Поэтому управление, как таковое, лишь тогда имеет место, когда его результаты можно выразить определенными показателями.
Однако традиционные подходы в управлении ключевыми показателями содержат в себе ряд противоречий, которые не позволяют устранять неопределенность в полном объеме. К ним относятся:
невозможность сопоставлять разнородные показатели, трудности в определении итоговой, обобщающей оценки результатов деятельности предприятия, отсутствие взаимосвязей динамики показателей подобно «золотому правилу»
экономики предприятия.
Для устранения названных противоречий воспользуемся инструментарием эталонной динамики показателей, который поможет нам в решении следующих вопросов:
1. Как решить сложную проблему согласования несовпадающих интересов акционеров и менеджеров и оценить степень их сбалансированности?
2. Что является основой роста рыночной стоимости предприятия?
3. Как «выжать» из финансовой отчетности максимум информации?
4. Как выйти «сухим» из кризиса?
Задача семинара – вооружиться управленческим инструментарием, позволяющим согласовывать различные интересы субъектов управления, объективно оценивать их сбалансированность,
однозначно указывающим на действия, приводящие к позитивному изменению стоимости, позволяющий получить более информативную картину о результатах деятельности предприятия на основе официальной финансовой отчетности,
не взирая на ее традиционную «приукрашенность», дающий объективную картину происходящего, и помогающий своевременно выявлять и устранять кризисные явления на предприятии.
Продолжительность семинара: 50 академических часов.
Также Вы можете заказать этот семинар в корпоративном формате для Вашей компании.
ЧАСТЬ 1. МЕТОД ЭТАЛОННОЙ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. | |
Тема 1. Эталонная динамика показателей – основа принятия решений в различных сферах управления финансами. Цель: Знать метод эталонной динамики показателей и его практические приложения. |
• Регулярный мониторинг ключевых показателей – «залог успеха». Выявляем проблемы на ранней стадии. • Недостатки традиционных подходов в анализе показателей. Зачем изобретать велосипед? • «Золотое правило» экономики предприятия и его влияние на результат оценки. Не все то золото, что блестит. • Эталонная динамика ключевых показателей как закономерное следствие «золотого правила». Легко ли быть идеальным? • Оценка соблюдения эталонной динамики показателей. Велики ли масштабы бедствия? • М.В. Ломоносов: «Всякая наука лишь тогда чего-нибудь стоит, когда проходит проверку математикой». Добавим немного простой математики в финансовый менеджмент. |
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ МЕТОДА ЭТАЛОННОЙ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. | |
Тема 2. Баланс интересов в корпоративном управлении: просто о сложном. Цель: Уметь формировать баланс интересов в корпоративном управлении, проводить его оценку, определять – что подлежит улучшению и регулированию в первую очередь, выбирать мероприятия по устранению «перекосов» в балансе интересов. |
• Несовпадение интересов собственников и менеджеров. Невозможное возможно. (Как получается, что интересы, которые должны совпадать, не совпадают?) • «Жесткое финансовое ограничение». Что вынуждает менеджеров, хотя бы частично, соблюдать интересы собственников? • Роль внутрикорпоративного контроля в согласовании интересов собственников и менеджеров. «Доверяй, но проверяй». • Правило раскрытия информации. Почему собственники не могут иметь детальную картину о деятельности принадлежащего им предприятия? • Основные интересы, преследуемые собственниками и менеджерами, в корпоративном управлении. «Чего хотят акционеры?» и «Чего хотят менеджеры?» • Опционные программы в мотивации менеджеров. Удивительно, но они еще больше разделяют интересы. • Теория заинтересованных сторон. Каждый «тянет одеяло» на себя, но почему в первую очередь необходимо балансировать интересы собственников и менеджеров. • Эталонная динамика показателей баланса интересов. Количественная оценка сбалансированности интересов. • Несоблюдение эталонной динамики показателей. Как определить, что баланс интересов нарушен. • Выявление главных проблем в достижении баланса интересов. Где тонко – там и рвется. • Корректирующая динамика показателей. Как принимать единственно правильное решение без особого труда? • Ранжирование проблем – ключ к установлению баланса интересов. Проблемы, по порядку становись! • Способы устранения перекосов в балансе интересов. Извечный русский вопрос: «Что делать»? |
Тема 3. Эталонная динамика показателей – основа управления рыночной стоимостью предприятия. Цель: Уметь оценить текущее состояние, знать, каким образом формируется стоимость бизнеса, научиться выбирать и воздействовать на наиболее «узкие» места в управлении рыночной стоимостью. |
• Рост благосостояния собственников – основа существования предприятия. Почему это должно быть главной целью? • Текущие доходы и доходы от капитализации. Из чего складывается благосостояние собственников? • Пять мифов о стоимости компании. Основные заблуждения, подстерегающие нас в управлении рыночной стоимостью. • Вариативность оценок стоимости. Почему мнение о стоимости одного и того же бизнеса у разных людей не совпадает? • Важность показателя рыночной стоимости. Что непосредственно он дает предприятию? • Проблемы управления рыночной стоимостью. На что необходимо обратить внимание, прежде всего? • Взаимосвязь управления стоимостью и управления по ключевым показателям деятельности (KPI). Почему важно правильно «упаковать» фирму? • Управление стоимостью и корпоративное управление. Соблюдение баланса интересов - основа роста рыночной стоимости. • Механизм формирования стоимости предприятия. Как влияет на итоговый результат внутренняя стоимость фирмы? • Исходные положения. Какими свойствами должен обладать инструментарий управления рыночной стоимостью? Выдвигаем требования. • Эталонная динамика ключевых показателей - критерии роста рыночной стоимости. Легко ли быть идеальным? • Дивидендная политика предприятия. Ее влияние на стоимость бизнеса. • Баланс интересов и рыночная стоимость предприятия. Есть ли связь? Эмпирическая проверка. • Оценка соблюдения эталонной динамики показателей. Количественная оценка эффективности управления рыночной стоимостью. • Нарушение эталонной динамики показателей. Выявляем резервы роста рыночной стоимости. • Определение главных проблем в достижении роста рыночной стоимости. Где тонко – там и рвется. • Корректирующая динамика показателей. Как принимать единственно правильное решение без особого труда? • Ранжирование проблем – ключ к успешному управлению рыночной стоимостью. Проблемы, по порядку становись! • Способы устранения негативных тенденций в изменении рыночной стоимости. Извечный русский вопрос: «Что делать»? |
Тема 4. Как «выжать» из финансовой отчетности максимум информации? Цель: знать, зачем нужен анализ финансовой отчетности и его роль в управлении предприятием. Уметь давать итоговую оценку деятельности предприятия? Научиться измерять результаты по совокупности показателей? Устранять влияние «приукрашивания» отчетности? |
• Основные направления анализа финансовой отчетности. Что мы анализируем? • Манипуляции с финансовой отчетностью. С какой целью это делается? • Почему традиционный финансовый анализ не дает однозначную картину происходящего? • Показатели эффективности финансовой деятельности предприятия. Ключевые индикаторы в управлении финансами. • Недостатки традиционных подходов в анализе финансовых показателей. • Эталонная динамика финансовых коэффициентов. Количественная оценка финансовой деятельности предприятия. • Несоблюдение эталонной динамики показателей. Как определить, что финансовая деятельность далека от идеала. • Нарушение эталонной динамики показателей. Проблемы с финансами «на лицо». • Выявление главных проблем, стоящих перед предприятием. Где тонко – там и рвется. • Корректирующая динамика показателей. Как принимать единственно правильное решение без особого труда? • Ранжирование проблем – ключ к устранению «узких» мест. Проблемы, по порядку становись! • Способы устранения финансовых проблем на предприятии. Извечный русский вопрос: «Что делать»? |
Тема 5. Как выйти «сухим» из кризиса? Цель: Знать, что такое антикризисное управление, чтобы понять, когда нужно реагировать на негативные явления. Уметь оценить масштабы кризиса, затронувшего предприятие. Научиться выбрать первоочередные мероприятия в условиях кризиса, чтобы удержаться «на плаву» и подготовиться к возобновлению роста. |
• Необходимость антикризисного управления на любой стадии развития. Почему оно требуется даже в обычных условиях? • Фазы кризиса. Когда необходимо бороться с ним? • Кризис – прежде всего, внутренняя проблема, а не внешняя. Почему мировой кризис здесь не при чем? • Содержание антикризисного управления. Что нужно делать, чтобы пережить кризис? • Регулярный мониторинг финансового состояния – «залог успеха». Выявляем кризис на ранней стадии. • Показатели эффективности финансовой деятельности предприятия. Ключевые индикаторы на страже стабильности. • Эталонная динамика ключевых показателей. Количественная оценка «масштабов бедствия». • Нарушение эталонной динамики показателей. Кризис на пороге. • Выявление главных проблем, стоящих перед предприятием. Где тонко – там и рвется. • Корректирующая динамика показателей. Как принимать единственно правильное решение без особого труда? • Ранжирование проблем – ключ к преодолению кризиса. Проблемы, по порядку становись! • Способы устранения кризисных явлений на предприятии. Извечный русский вопрос: «Что делать»? |
ЧАСТЬ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ВАШЕЙ КОМПАНИИ. | |
Тема 6. Практическое применение эталонной динамики на вашем предприятии. Цель: научиться применять на практике метод эталонной динамики показателей. |
• Учимся оценивать исходную позицию. Есть ли у Вашего предприятия признаки нарушения эталонной динамики? • Осуществляем необходимые математические расчеты. Excel поможет нам в этом. • Определяем, что нужно делать предприятию, чтобы достичь эталонного изменения показателей? • Как сэкономить время и деньги, чтобы осуществить необходимые расчеты? Современные программные средства в работе менеджера. • Сайт «Новые технологии финансового анализа в свободном доступе», www.freean.ru - лучший помощник руководителя |